Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Россия в эпоху Николая II

Вопрос:

Расскажите в стиле ЖЖ–сообщества "Один мой день" про среднего жителя столицы, аналога сегодняшнего офисного работника: В какой квартире он проснулся и во сколько, что надел, какова его семья, что надето на них, во сколько он выходит из дому, сколько добирается до работы, какова работа, до скольки работает, куда ходит обедать, где проводит время после работы, каковы его полит взгляды, и т. д.

Ответ:
Аналога сегодняшнего среднего клерка в том мире не было. То общество было довольно резко разрезано на слои по образовательному принципу. Выходец из простонародья, окончивший городское или уездное училище (6 лет обучения) мог работать в частном бизнесе, там он назывался конторщиком, или на казну, там он назывался канцелярским служителем или канцелярским чиновником. Это был нижний слой служащих, у них не было перспективы роста. Другое дело — люди со средним образованием (реальное училище, коммерческое училище, семинария). Им было открыто уже много дорог. Они жили по другому, выглядели по другому, и получали сильно больше. И наконец, люди с высшим образованием — очевидная элита. На любого рода низовых должностях они могли находиться только пару лет в начале карьеры, для практики.
В общем, класса "офисный планктон" как чего–то единого не существовало.
Вопрос:
тогда выберите тот класс про кого больше знаете и расскажите, пожалуйста.
Ответ:
Начнем с людей с высшим образованием. Их было очень мало. В 1900–х — около 200 тысяч на 160 млн населения. Это приводило к важным последствиям. Во–первых, высшее образование было гарантированным билетом в счастье. Самые вялые члены образованного класса, забившие на любую карьеру, получали 1200 рублей в год, что автоматически переносило их в разряд бар. Между тем работяга, хоть выпрыгивай из штанов не мог добыть более 600 — при этом работяга работал 10–10.5 часов в день, а барин — 6–7. Во–вторых, люди с высшим образованием выполняли не ту работу, которую сегодня поручают человеку с дипломом.
Например, крейсер проектировал и строил один инженер–кораблестроитель, а линкор –2. Все остальные участники процесса назывались техниками (сегодня это инженеры — начальники отделов КБ), чертежниками (сеголня это инженеры разных рангов), указателями и десятниками (сегодня это инженеры–технологи на постройке), и все они были просто рабочими (ну, может, техник был полубарин).
Студента–третьекурсника отправляли на практику на постройку железной дороги. Задание было такое — спроектировать и построить 10–15 разнообразных станционных зданий. Сегодня это задача для проектной фирмы с солидным штатом и т.п.
Люди этого класса жили за барьером, отделяющим их от остального общества. Барьер коротко описывается словом "барин". Что это значит? Прежде всего личная гигиена и абсолютно чистая одежда, главная примета которой — крахмальное белье. Как можно догадаться, новая крахмальная рубашка каждый день (горячей воды, стиральных машин и электрических утюгов нет) может быть обеспечена только наличием прислуги. Проживание в доме, в котором есть чистая (барская) половина — убранные комнаты с новой мебелью. Много чистых тканей — постельное белье, шторы. Другие стандарты питания. Для примера, в больнице больных кормили на 25 копеек в день, фельдшеров на 50, а врачей на 150. Обед с супом, закуской, двумя горячими блюдами и десертом. И еще тысяча подобных различий.
Обратите внимание, что барьер был чисто материальным. Выдающиеся люди из низов могли по умственному развитию, личной интересности, талантам дотягивать до бар, превосходить их. Но, пока ты не заработывал хотя бы 1200 в год, барьер был непреодолим. Несвежая рубашка, потрепенная одежда, подозрительный запах и т.п. — все это сопровождало человека, у которого не было прислуги. А уж пригласить знакомого барина в дом было просто нереально.
Результат — большая оторванность от остального населения. Последствие — горькие бедствия после революции.


Комментарии

1. Россия в эпоху Николая II — украинец Абдулла Абдулла украинец (украинец Абдулла) (19.07.2013 12:50)

Вопрос

В Ту Ночь, 17 июля 1918 года разводящим у охраны Ипатьевского дома был мой троюродный дед Якимов Анатолий Александрович и который потом был мобилизован в армию Колчака, а потом, через некоторое время, арестован и расстрелян. Почему?
Мой родной дед, участник Германской войны воевал в красных частях Азина(Айзина) до окончания Гражданской Войны.


(Доступны только зарегистрированным пользователям)