Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Прогноз смуты на ближайшее время: будет не Майдан-2, а нечто похуже 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Прогноз смуты на ближайшее время: будет не Майдан-2, а нечто похуже

Максим Калашников

ВЫЛЕТАНИЕ СЛАБЫХ ЗВЕНЬЕВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ДЕФОЛТ

Прогнозирую, что первыми лопнут самые слабые звенья РФ. А именно – бюджеты регионов.

Крах регионов, способный запустить процесс распада РФ, уже очевиден не только нам. 28 апреля 2014 г. забила тревогу «Независимая газета». Украинский кризис действительно переходит на территорию Росфедерации. (http://www.ng.ru/economics/2014-04-28/1_budget.html )

Оказывается, глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что за истекшие восемь лет количество регионов-доноров сократилось в России вдвое. «По итогам 2005 года количество регионов-доноров было 19 из 87, – привела данные Голикова. – По итогам 2013 года лишь 10 из 83 остались регионами-донорами. За эти годы мы упустили ситуацию и плохо представляем, что происходит в регионах». Голикова напомнила, что часть полномочий регионов за последние 10 лет была передана им без надлежащего финансового обеспечения.

То есть, идиотская политика Москвы, бравшей себе все доходы, а всевозможные расходы и обязательства вешавшей на субъекты РФ, привела страну к грани краха. Чудовищно бессмысленные затраты на сочинскую олимпиаду-убийцу экономики и теперь на футбольную «мундиаль» довершают разорение провинций. «НГ» пишет:

«…По итогам 2013 года дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 642 млрд руб. Это в 3,3 раза больше, чем прогнозировал Минфин. «С дефицитом исполнены консолидированные бюджеты 77 регионов, из которых в 35 дефицит превысил 15% объема налоговых и неналоговых доходов», – говорится в материалах Счетной палаты.

Первая причина ухудшения финансового самочувствия регионов – необеспеченность расходов субъектов доходами. «Например, в 2013 году за счет поступивших налоговых и неналоговых доходов могли обеспечить собственные расходы без учета субвенций всего четыре региона: Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. А в 2012 году было 10 таких регионов», – поясняет Голикова.

…Итог – растущая зависимость региональных и местных бюджетов от федерального Центра. «Доходная часть бюджетов семи регионов (Республика Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Камчатский край) сформирована за счет межбюджетных трансфертов на 60%. Еще у 16 субъектов – более чем на 40%», – сообщают в Счетной палате.

Во многих – даже сильных – регионах ситуация на глазах ухудшается. В качестве примера Голикова привела Тюменскую область: дефицит бюджета области составил в 2013 году около 30% от доходов, хотя еще год назад он был на уровне 3,5%, а в 2011 году бюджет Тюменской области верстался с профицитом – доходы превышали расходы.

«В числе регионов, у которых в 2013 году доходы не только не выросли, но и сократились, – Вологодская область (сокращение на 2,8%), Кемеровская область (на 6%), Ханты-Мансийский автономный округ (на 6,8%)», – говорится в материалах Счетной палаты. Стоит напомнить, что Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменская область – это крупнейшие нефтедобывающие регионы страны, бюджеты которых не должны испытывать особых проблем…»

«…Растущие региональные дефициты – следствие бюджетной политики федерального Центра, которому для выстраивания вертикали власти удобнее держать регионы на голодном пайке…»

Тут бы отказаться от футбольно-универсиадных затрат 2018-2019 годов (минимум 700 млрд. рублей), но ВВП с упорством безумца погружает РФ в самую пучину – чтобы уже не выплыла. Уже понятно, что не менее безумны и его майские (2012 г.) популистские указы, буквально разорившие финансы провинций.

«…«Конечно, это не афишировалось, но в политике властей действительно такой момент присутствовал – когда им было выгодно больше собирать с регионов налогов, а потом перераспределять средства между субъектами, потому что таким образом регионы ставились в зависимость от Центра», – поясняет директор института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Однако эксперты добавляют, что за последний год кое-что в экономике страны изменилось, и такой унитаризм управления – уже не самый главный фактор. «Ключевой фактор – майские указы президента. Задача во что бы то ни стало их исполнить заставляет регионы влезать в долги. Это провоцирует рост дефицитов», – говорит Николаев.

Ситуация усугубляется общим затуханием экономики, ухудшением положения промпредприятий. Как замечает эксперт, Центр даже помогает регионам – в прошлом году он направил на исполнение майских указов около 100 млрд руб. Но и его возможности не безграничны. Бюджетные обязательства сильно завышены, однако никто не рискнет утверждать, что президентские указы оказались для страны ошибкой, резюмирует Николаев.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что сравнивать количество регионов-доноров в первой середине нулевых и сейчас не совсем корректно. Потому что за это время изменилась налоговая политика государства. «В 2003–2004 годах так называемых доноров было больше, потому что налог на добычу полезных ископаемых тогда делился между федеральным бюджетом и регионами. А потом этот налог полностью был централизован и направлен в федеральный бюджет. Из доноров выпали многие нефтегазодобывающие регионы, кроме самых главных», – поясняет Зубаревич.

Минфин при этом целенаправленно сокращает трансферты регионам, указывает эксперт. Если в 2009 году доля федеральных трансфертов сначала выросла с 19 до 27% от всех доходов консолидированных региональных бюджетов, то в 2013-м она снова сократилась до 19%. «Очень вовремя», – иронизирует эксперт…» - пишет «НГ».

То есть, пора аврально отменять майские безмозглые указы Путина. Но для него это – потеря лица. Он маниакально пытается их выполнить, насилуя экономику теперь еще и «майским черенком» в добавление к своим убийственным «имиджевым мегапроектам». Безумие усугубляется тем, что ВВП вогнал РФ в ВТО на идиотских же условиях, разом обвалив кучу накопившихся проблем и вызвав падение экономики, угасание реального сектора. А значит – и сокращение бюджетных поступлений регионов. Ибо им больнее всего от падения производства: в их бюджеты идет львиная доля налога на прибыль. То есть, Путин здесь один в один повторяет действия Януковича. Снова откроем «Независимую»:

«…К этому надо добавить резкое падение собираемости важного для регионов налога на прибыль – сразу на 13% в 2013 году. «Экономическая ситуация в России ухудшается, регионы дошли до критической точки, бизнес не инвестирует, власти пытаются сократить трансферты», – перечисляет Зубаревич. И последний, можно сказать – смертельный, удар – указы президента. «Они ударили по регионам так, как никакой кризис ударить не мог. У нас 2,2 трлн руб. – консолидированные долги региональных бюджетов плюс муниципалитеты. Такого не было никогда», – делает вывод Зубаревич.

Слова экспертов подтверждаются статистикой. По данным Минфина, в 2010 году дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ составлял 100 млрд руб., в 2011 году дефицит был около 35 млрд руб., в 2012 году он составил почти 280 млрд руб. А по итогам 2013 года сразу вырос до 642 млрд руб. – более чем в два раза. Даже в кризисном 2009 году дефицит региональных бюджетов России был ниже – около 330 млрд руб…»

То есть, страна уже поставлена на грань финансовой катастрофы. Теперь разоряющиеся провинции РФ должны нести дополнительное бремя: на финансирование восстановления Крыма. А завтра, быть может, и на содержание Донбасса.

 

ВКЛЮЧЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВАЛА

Что означает банкротство региональных бюджетов, уже тонущих в долгах? Перечислим последствия:

- невыплаты денег бюджетникам;

- резкий рост тарифов ЖКХ;

- уничтожение региональных налоговых льгот для предприятий реального сектора, что усугубит экономический спад;

- дальнейшее уничтожение малого бизнеса;

- практически полное отсутствие у регионов и городов средств для строительства дорог, ремонта и сооружения инфраструктуры, для развития здравоохранения и образования – все будет уходить на чисто социальные выплаты по майским (2012 г.) указам ВВП.

В ответ на крах региональных бюджетов Кремль примется скандально снимать губернаторов, обвиняя тех в коррупции и воровстве. Что, в общем, справедливо. Но вот беда: новые губернаторы окажутся такими же, а «губернаторская чехарда» приведет к окончательной дезорганизации управления регионами, к изнурительной свалке за передел собственности и контроля за финансовыми потоками. Это еще шибче разладит экономику РФ. Тем более, что Кремль отнюдь не откажется от политики: «Я даю народу щедрые социальные подачки, причем за счет бюджетов регионов. Но отнимаю у регионов все доходы и подрываю их экономическую базу, вытаптывая остатки перерабатывающей индустрии и АПК». Кремль не думает при этом отказываться от своих архидорогих «имиджевых мегапроектов».

Параллельно «реформа самоуправления» (МСУ) в больших городах заменит пускай и безобразную систему МСУ на полное ее отсутствие, на полную безответственность деградантов-чиновников в мегаполисах. Поэтому РФ ожидает еще и «городской крах». На фоне общего падения экономики. А это – возникновение реально массовой, обездоленной антипутинской оппозиции, которая куда опаснее столичной «оппозиции креаклов и норковых шубок». Это – реальная перспектива разложения сил МВД (они-то – часть простонародья). Наконец, у Кремля уже не хватит средств на одновременное кормление и «дворян» (чиновничества), и олигархов, и зависимого электората, и полицейского аппарата.

В то же самое время глупое следование нормам ВТО, сохранение правления монетаристских садистов, дурацкое мегафинансирование «футболов» и налоговый пресс продолжат крушить экономику РФ. На все это наложатся экономические санкции Запада (уже по секторам экономики), неэффективные расходы на оборону, расходы на «украинское направление».

И плевать на нынешний разгром прежней оппозиции. Экономику не обманешь. Она и без всякой оппозиции выбьет опоры из-под Кремля и лишит его социальной базы. Нынешнее приватизированное государство вообще лишится всякой оппозиции и никто не сможет помешать его самоуправству? Ну и что? Тогда Кремль, аки неумелый водитель, сам устроит аварию. Получится по-даосски: можно просто посидеть на берегу реки – и ее воды пронесут мимо трупы ваших врагов. Кремль сам доведет страну до краха.

Тогда и возникнет новая оппозиция. Ибо слабые звенья будут рваться. Потому нам критически важно все более втаскивать Кремль в операции на Украине.

По сути дела, ВВП включил механизм развала уже не СССР, а РФ. Что толку взять Крым и Донбасс, коли у тебя рухнет страна? Если ты не хочешь ничего менять в социально-экономическом курсе и сохраняешь в своем правительстве ельцинских «экономистов»-погромщиков, чем превращаешь присоединение Крыма и Донбасса из блага во страшное зло? Если считаешь высшим авторитетом Кудрина, который и выстроил систему разорения регионов в бытность главой Минфина РФ? Ты понимаешь, что те же самые вооруженные выступления за автономию Донбасса против вампиризма Киева могут повториться в регионах РФ? С теми же требованиями!

Тут никаких санкций Запада не понадобится: ВВП самолично прикончит экономику и вызовет развал РФ. Ведь он повторяет позднесоветский маразм, возводя его в степень. Охреневшая «элита» ничего менять не хочет, индустриализацию срывает, свела все к сырьевой трубе и ворует в три горла. Ее «вождь» вместо исправления положения и выработки здорового Нового курса лакирует действительность и все норовит списать на Украину. В то же время, всякая критика и позиция зажата: ни вздохнуть, ни … выдохнуть. Есть только голое стремление тупой Системы сохранить власть и кормушку. И вместо того, чтобы искать выход из опаснейшего положения, СМИ заполнены Украиной, Украиной, Украиной…

Ох, и вылезет же она для РФ боком! Говорили же идиотам: нельзя смешивать ваш порочный экономический курс с экспансией! Если Запад всерьез захочет нанести ответный удар за Крым и Донбасс, то он просто начнет игру на распад РФ. Включив те же механизмы, что и в конце 1980-х. Просто вместо союзных республик СССР будут разоренные и обозленные регионы РФ.

Да, налицо перетекание украинского капеца в Эрэф. Причем ужесточение режима уже не выручит Кремль…

 

ПЕРЕПИЛЕННЫЙ ПЛОТ: КОГДА ГАЙКИ СОРВЕТ С РЕЗЬБЫ

Планируемое Кремлем максимальное «закручивание политических гаек» объективно приблизит его крах. Переход власти к практически полной отмене выборов и к установлению административно-командного управления страной приведет к ускоренному крушению экономики РФ. Почему?

Если вы читали книгу Тура Хейердала о плавании из Перу в Полинезию на бальсовом плоту «Кон-Тики» в 1947-м (одна из любимых книг моего детства), то знаете, как интуиция Тура спасла тогда экспедицию. Ведь ему предлагали вязать плот прочными стальными тросами. Он же все-таки решил использовать канаты из растительного волокна. Слава богу! Ведь при плавании выяснилось, что «Кон-Тики» шевелится своими бревнами на волнах, «дышит», отчего веревки довольно глубоко врезались в бальсу. Если бы Хейердал использовал стальные канаты, они просто перепилили бы плот в открытом океане…

Установление внешне сталинской командно-административной системы в нынешней РФ (под предлогом борьбы за Украину и противостояния «проклятым гринго») станет подобием вязания плота металлическими тросами для плавания в океане. Это просто перепилит РФ, причем в рекордные сроки. Вы представьте себе, что наворотят постсоветские чиновники-выродки, лишенные даже остатков общественного контроля, даже намека на оппозицию? Они примутся воровать и «пилить» так, что за ушами трещать начнет. Любое дело в стране, регионе или городе выльется в утроенные из-за воровства затраты. Пример – архизатраты на Сочи-2014. Никакие контрольные инстанции Кремля, никакие силовые органы сего не предотвратят: они сами коррумпированы и сами войдут в долю «пилежа». Страну разворуют стахановскими темпами.

Ведь сталинская система в оном случае лишь имитируется. Сталину не пришло бы в голову в пору войны и мобилизации строить стадионы вместо заводов, продолжать откачивать деньги страны на Запад и плодить безнаказанность чиновников. В случае с нынешним Кремлем «мобилизация» получается не сталинской, а опереточно-латиноамериканской. Трескучая пропаганда «против гринго», натужный ура-патриотизм, лицемерно-казенная религиозность (в нашем случае – еще постоянное поминание героизма Великой Отечественной), репрессии против всех недовольных. Но при этом – футбол и сырьевой сектор вместо новой промышленности, нищета масс, полная неприкосновенность и безнаказанность правящей верхушки из казнокрадов и мздоимцев. Реальная деградация страны. Этакая Аргентина.

Как приверженец психоистории по Айзеку Азимову, я знаю два ключевых для прогноза обстоятельства.

Первое: «архетип» нынешней власти – не Сталин, а Чубайс. То есть, беспредельная наглость и самоуверенность, отупляющий агитпроп, доступ к казенным ресурсам – и полная провальность в реале того, за что он бы ни брался. При полной же безнаказанности за провалы. (История с Сердюковым лишь подтверждает этот тезис).

Второе: кремлевская власть – практически зеркальное отражение власти Януковича. С одними и теми же особенностями «элиты» и чиновничества. Все те же кумовство, клановость, приватизация государства, коррупция и лицемерие. Та же махровая деиндустриализация. Та же «партия начальства» у власти («ЕР» - «ПР»). Даже разорительные и бесполезные для экономики «имиджевые мегапроекты» - одни и те же (обожествление футбола). Аналог всех мегапроектов ВВП – футбольное Евро-2012 на Украине, вытянувшее из худосочной украинской экономики 15 млрд. долларов. С самыми катастрофическими последствиями.

Принимая в расчет эти два условия, прихожу к выводу: закручивание гаек Кремлем вплоть до срыва резьбы быстро приведет к управленческому и экономическому коллапсам РФ. А это и есть перекидывание укрокризиса на РФ в самом полном масштабе.

 

ТО, ЧТО ДОЛГО НЕ ЖИВЕТ

Интересно представить себе ту «модель» коррупционно-монетаристского «самодержавия», что Кремль пытается навязать РФ. Вообразите: есть Москва, стянувшая себе практически все доходы, но перевалившая все расходы на прочие регионы и города. На фоне полного превращения РФ в придаток «Газпрома» и нефтяных компаний. Москва уродливо распухает: по-человечески можно жить, по большому счету, только в ней. Вернее, в Москво-Петербурго-Тюмени. Все, кто может, рвутся в чиновники и полицейские. Все остальное – жалкая и нетворческая работа за гроши, вечная необходимость сводить концы с концами и выплачивать деньги по бесконечным кредитам.

Царство растущего числа пенсионеров, ждущих подачек от власти (в идеале для Кремля всех надо превратить в глупых нищих и пенсионеров). При нарастающем числе мигрантов. При низкой рождаемости. При запустении огромных территорий.

В огромном Замкадье продолжается то, что я видел в Новосибирске. Города вынуждены практически все свои бюджеты пускать на социальные нужды. Средств на то, чтобы строить дороги и мосты, метро и скоростные трамваи, остро не хватает. Не на что класть новые инженерные коммуникации. От этого города задыхаются от пробок и точечной застройки. Устаревшие системы отопления греют в основном атмосферу, разоряя и бюджет, и горожан. Но на новые системы средств нет – они в Москве. От заводов остались одни стены. Работы нет. Чтобы как-то обеспечить жизнь города, возрождается система откупов. Очереди в детские сады огромны – но не от большой рождаемости. Жизнь тускла и беспросветна. За место в городском чиновном синклите идет жестокая драка: ибо только там, где есть доступ к казенным средствам и к распределению земли, можно «жить, как люди»…

Естественно, такие «модели» долго не живут. И, конечно, они никак не могут быть привлекательными для Донбасса и Новороссии. Но именно в такое «щастье» тянет страну сейчас Кремль, прикрывая все Крымом.

И это – верный путь к обвалу.

***

 

Еще раз выскажусь без экивоков и обозначу свою позицию.

Здесь я представляю вам вариант своего аналитического доклада. Украинский кризис перерастает в кризис «РФ-Украина», причем Кремль усугубляет ситуацию. Автор является приверженцем создания Великой России (Русского Союза, СССР-2), в который входят и Приднестровье, и Донбасс с Новороссией (северное Причерноморье). Однако в нынешних условиях Кремль руководствуется отнюдь не национальными, не цивилизационными и не геоэкономическими интересами, а чисто политтехнологическими и узкоклассовыми мотивами. Именно это предопределяет распространение украинского кризиса и на РФ, хотя и в отличной от Майдана форме.

Все это ставит вопрос о будущих действиях здоровых национально-патриотических сил.

Причина сего уродства: антииндустриальный, монетаристский и неолиберальный (в духе гайдаровского 1992 г.) экономический курс Кремля. Именно он обессмысливает и отравляет все. Но это – данность. Ее нельзя изменить. Можно только заставить наших верховных бездарей поглубже увязнуть на бывшей Украине.

Обычно я завершаю свои тексты набросками антикризисных мер. В данном случае это бессмысленно. Тенденция должна дойти до логического конца. Тем более, что далее встают угрозы более стратегического характера. С ними Кремлю не справится по определению. Антисоветский проект подыхает в мерзости и зловонии, причем (о, ирония истории!) под занавес он вынужден изображать возрождение СССР.

Таковы реалии теперь уже укро-российского ОБЩЕГО кризиса..

(Продолжение темы следует)

Источник