Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

«Загрязненность» информационной среды

Дружилов Сергей Александрович, Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека. Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новокузнецк.

Рассматривается информационная среда общества как часть рукотворной реальности. Эта среда наполнена потоками дисгармоничной, хаотической, разрушительной информации («загрязнения»). Психическая модель мира человека состоит из понятийной и образной составляющих.

Часто подача информации организована так, что эти составляющие оказываются не согласованными. Следствием доминирование образной формы подачи информации стало «клиповое мышление». Происходит разрушение конструктивных ценностей человека. Появляются различные патологические зависимости от информации. Лавинообразный рост плохо организованной и «загрязненной» информации является фактором риска для психологического здоровья личности.

Под информационной средой общества понимается сфера жизни людей, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Информационная среда, являясь частью рукотворной реальности, детерминирует условия информационного существования человека в Мире. Современная информационная среда включает в себя совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации.

Общепризнано, что факторы среды обитания имеют большое влияние на жизнедеятельность человека. Загрязнение среды приводит к серьезным нарушениям функционирования всего организма [Мамин Р. Г. Безопасность природопользования и экология здоровья. – М. : ЮНИТИ, 2003. ― с. 52]. информационная среда является неотъемлемой частью общей среды обитания человека и обладает всеми атрибутами, присущими ей. Поэтому применительно к информационной среде правомерно применение понятий «загрязнение» (или «загрязненность») и «экология». Применительно к среде загрязненность рассматривается как «гигиеническая характеристика окружающей среды, определяемая уровнями содержания в ней различных веществ, попадающих в нее в результате деятельности человека и способных представить угрозу здоровью населения» (Большой Медицинский словарь).


Термин «информационное загрязнение», введенный в 2003 г. Якобом Нильсеном (Jakob Nielsen) в информатику, первоначально обозначал «засорение» информационных ресурсов ненужными, неподходящими, и недостоверными данными. В сегодняшнем понимании информационное загрязнение – это поток дисгармоничной, хаотической, разрушительной информации, воздействующий на человека, преимущественно, через его зрение и слух.

С середины 80-х годов XX века, когда возникли «компьютерные» технологии, происходит быстрая эволюция информационной среды общества. Новая информационная реальность, с одной стороны, расширяет спектр возможностей человека как пользователя информации, с другой – оказывает влияние на формирование (или изменение) его мировоззрения, личностных ценностей. Перенасыщенность и неупорядоченность информационного пространства требует от человека физического и психического напряжения в связи с восприятием, оценкой, переработкой и использованием поступающей информации. Человек должен адаптироваться к новым условиям. Важно, чтобы эта адаптация вела к прогрессивному развитию человека в целом (как биологического индивида, личности, субъекта жизни и деятельности, индивидуальности), а не к его негативным деформациям.
Социальные последствия «информационного загрязнения» вполне сравнимы с негативными последствиями химических, физических и других загрязнений среды обитания человека. Информационные воздействия оказывают существенное влияние на различные сферы жизни человека, его физическое и психическое здоровье, личностные свойства.

В качестве основных психологических критериев психического здоровья обычно называют следующие:

1) соответствие субъективно отражаемых образов объектам действительности и характера реакция – внешним раздражителям, а также значению жизненных событий;

2) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

3) адаптивность в микросоциальных отношениях (с ближайшим окружением человека – в семье, с близкими, друзьями, коллегами);

4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижения и др. [Головин С. Ю. Словарь психолога практика. – Мн. : Харвест, М. : АСТ, 2001. – 976 с.]).

Перечисленные характеристики, по нашему мнению, свидетельствуют о благополучия личности – при адекватной ее адаптации к внешней среде. Но состояние личностного благополучия при отсутствии психических расстройств у человека свидетельствует о здоровье личности, рассматриваемом с позиций психологии и на основе психологических критериев. Адаптационные процессы личности очень индивидуальны, но следует согласиться с И. Л. Левиной, что они должны включать адекватный возрасту «процесс извлечения, усвоения информации, умения перерабатывать и применять ее в соответствии с полученными знаниями» [Левина И. Л. Психическое здоровье учащихся общеобразовательных учреждений разного вида // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2002. – Т. 1. – No 6. – с. 181].

В условиях новой технической и информационной реальности многие виды деятельности (профессиональной и непрофессиональной) связанны с процессами приема и переработки информации. С позиций информационного подхода, деятельность специалиста в системах «человек-техника» и жизнедеятельность любого человека в условиях информационного пространства, имеет сходные черты.

В связи с этим многие категории и методы, созданные в инженерной психологии, приобрели общепсихологический характер и могут быть распространены на сферу человеческого бытия [Дружилов С. А. Применение концепций инженерной психологии к профессиям, традиционно не считающимся операторскими // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2011. – No 1. – с. 170–180.]. К числу таких категорий относится понятие «концептуальная модель деятельности», которое может быть обобщено до понятия «модель мира человека».

Любой человек повседневно связан с информацией: получает ее, перерабатывает, использует при принятии жизненных решений. На основе информации у человека формируется внутренняя картина (психическая модель) мира, определяющая отношение человека к действительности. Можно предположить, что модели мира («модели мира человека»), как и в психической концептуальной модели деятельности («концептуальная модель деятельности») [Дружилов С. А. Психология профессионализма: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. – 2003. – No 4–5. – с. 35–42. ], есть два «раздела»: образный и понятийный. «Модель мира человека» представляет собой форму субъективной организации имеющейся у человека значимой информации, которая обеспечивает процесс его целенаправленного поведения.

Понятийная составляющая «модели мира человека» состоит из названий объектов, субъектов, причинно-следственных и других отношений, из всего того, что можно выразить с помощью слов – понятий, определений и т. д. В психологии признается, что основное значение для понятийного мышления имеет речь.

Образная составляющая «модели мира человека» синтезируется из отдельных образов как множество картин из оперативных (быстро меняющихся) и неоперативных (относительно стабильных) образов ситуаций, фрагментами которых являются образы-цели, образы-объекты и образы-условия жизни и деятельности. Эмоционально насыщенные образы предстают для человека как субъективная реальность, управляющая его активностью. Однако следует учитывать, что информация, передаваемая сигналом-образом, качественно иная, чем информация, которую несет сигнал-код [Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. – 194 с.].

Мыслительный процесс включает в себя оперирование и образами, и понятиями. У человека большинство образов внешних объектов может быть вербализовано, т. е. выражено в понятийно-словесной форме. Справедливо и обратное: большинство понятий имеет конкретно- или абстракно-образные дериваты.

Известно, что если в процессе деятельности поступающая субъекту труда информация недостаточна, «зашумлена» помехами, или ее интенсивность превышает «пропускную способность» человека, или она плохо организована (известный в инженерной психологии феномен – «разбегания стрелок» приборов в кабине пилота), не согласуется с образной и понятийной составляющей «концептуальной моделью деятельности», то деятельность имеет негативные последствия. Проявляться они могут в ошибках, авариях, возникновении негативных состояний человека, профессиональных деформациях личности и др.

Аналогичные проявления имеют место при перенасыщенности, неупорядоченности информации, «загрязнении» информационной среды. «Качество» формируемой индивидуальной «модели мира человека» зависит от особенностей организации информации, поступающей человеку, от той объективной «информационной модели», посредством которой презентуется Мир.

Доминирование образной формы представления информации человеку приводит к актуализации у него соответствующей составляющей «модели мира человека». Мышление субъекта становится, преимущественно, «конкретным» – в отличие от вербально-понятийного (абстрактного) мышления, что, по сути, является проявлением невербального интеллекта. Следствиями такого вида мышления является «привязанность» мысли к данному объекту или ситуации – и снижение способности к обобщениям, прогнозу, синтезу.

Содержание «модели мира человека» может быть представлено как совокупность имеющейся у человека «агрегированной» информации (т. е. обобщенной, – путем ее уплотнения и исключения второстепенной) о мире, являющейся результатом предыдущих восприятий. Опыт взаимодействий человека с Миром сохраняется в виде относительно постоянных образов, формирующихся у ребенка с раннего детства и проявляющихся в его морально-ценностной сфере.

Во многом «картина» Мира человека формируется глобальными СМИ с использованием информационных технологий. Их вектор направлен, прежде всего, на образную составляющую «модели мира человека» (следуя, ставшим крылатым, выражению А. Кончаловского: «Картинка сильнее слова!») – тогда поступающая информация минуют фильтр сознания и воздействует непосредственно на чувства. Такой «перекос» в подаче информации ослабляет значимость второй сигнальной системы человека. В результате понятийная и образная составляющие в «картине» Мира человека слабо взаимосвязаны.

Проводимые в стране глобальные по своим последствиям реформы в образовании ведут к изменению восприятия Мира не только отдельной личностью, но и обществом в целом. Отказ от комплексного подхода в обучении в пользу «натаскивания» на конкретных примерах приводит к утрате человеком навыков самостоятельного мышления. Тенденция, когда «пример» из иллюстративного, вспомогательного элемента обучения – становится основным, характерна и для профессионального, и общего образования. Замена понимания изучаемого процесса суммой разрозненных представлений об отдельных его аспектах – угроза снижения интеллектуального уровня общества.

Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернет и даже современной литературы у большинства представителей молодого поколения формируется особый тип мышления и сознания, обозначенный как клиповое. Английское слово «clip», от которого и произошли термины «клиповое сознание, мышление», означает фрагмент (текста, фильма и др. ). Практически все современные музыкальные клипы составлены из нескольких слабо связанных между собой образов и не несут в себе никакой смысловой нагрузки. Клип становится логическим завершением и наиболее эффектной реализацией принципа «монтажа аттракционов», который, согласно С. Эйзенштейну (1923 г. ), заключается в подборе агрессивных средств, подвергающих зрителя чувственному или психологическому воздействию, «опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения» [Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов: К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в Московском пролеткульте // Леф: жур- нал. – 1923. – No 3. – С. 70–75. URL: http://www.tokman.ru/ tx18. html.]. В видеоклипе каждый кадр по своему воздействию близок к мгновенно схватываемому «моментальному образу». В таких образах эмоционально значимая информация за счет высокой скорости ее подачи легко проникает сквозь барьер осознанного восприятия и «впечатывается» в подсознание. Тем самым клип актуализирует энергию бессознательной части психики человека и иррациональность его восприятия.

Негативное влияние загрязненности информационной среды проявляется через разрушение системы ценностей человека. Ценности лежат в основе социальных систем, и именно ценности являются самым уязвимым местом общества. Наибольшую опасность информационное влияние имеет в детском и подростковом возрасте, когда доверие превалирует над разумом, эмоции – над интеллектом. Подвергаются ревизии нравственные критерии успеха в обществе [Дружилов С. А. Нравственные аспекты успеха в обществе // Ценности и смыслы. – 2009. – No 1. – С. 90–102.].

Складывающаяся «искусственная реальность», с точки зрения получения новой информации, важной для каждого индивидуума, «делает познание мира относительно менее необходимым и ценным» [Делягин М. Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. – М.: Вече, 2008. – с. 54]. В этих условиях «модель мира человека» субъекта становится отражением не объективного Мира, а некоторого «виртуального», созданного на основе специфически организованной (с помощью информационных технологий) информационной модели. Погружение человека в такой «виртуальный мир» все сильнее отгораживает человека от реальности. С другой стороны, те, кто искал возможность восполнить недостаток внутреннего содержания впечатлениями внешнего мира, могут реализовать это: современная информационная среда позволяют человеку социально желательным образом уходить от решения своих проблем.

СМИ активно формируют «человека публики», который в отличие от «человека толпы» тихо и мирно сидит перед экраном телевизора, поглощая жвачку из телесериалов, детективов и др. или уходит в виртуальную компьютерную реальность. В этой среде ищут объекты для поклонения, возможность переключения. Феномен «ухода» в воображаемый Мир в условиях современных информационных технологий он приобретает значительные масштабы.

Появившаяся новая разновидность интернет-зависимости, киберсексуальная, которая может быть определена как непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, характеризует не только личностное неблагополучие, но и большую опасность для фундаментального звена общества – семьи.

По данным, приводимым А. Л. Ереминым, в период «1991–2000 гг. наблюдалось увеличение инвалидности, связанной с психическими расстройствами на 34,7 % (с 632474 случаев до 851651; Р < 0,01)» [Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. – Краснодар: Советская Кубань, 2005. – с. 300]. Чрезвычайно высокий рост числа больных с психическими расстройствами, высокая доля неврозов в структуре психической заболеваемости, рост инвалидности в связи с психическими расстройствами, по мнению исследователя «могут напрямую указывать на отрицательное воздействие в 1991–2000 гг. информационной среды на психическое здоровье населения России» [Там же].

За прошедшие годы (после выхода цитируемой книги) информационная насыщенность действительности возросла, а негативная модальность ее – сохранилась. Лавинообразное производство информации вызвало новые проблемы. Работа людей квалифицированного умственного труда связана с поиском, обработкой, использованием информации. При удвоении ее объема каждые 7–10 лет все труднее находить нужные сведения, – даже с использованием ресурсов глобальной информационной сети. В результате статью, опубликованную в научном журнале определенной направленности, читают в среднем 1,3 человека, не считая тех, кто работал над ней. В то же время пятая часть НИР дублирует друг друга. Специалисты считают, что работу стоимостью до 50 тыс. долларов рентабельней провести заново, чем искать необходимую информацию.

Экспоненциальное увеличение объема передаваемой информации при сохранении «засоренности» среды следует рассматривать как фактор риска для психологического благополучия личности.

Источник