Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Образовательные аспекты Евроазиатской интеграции. Часть №2.

Сергей Переслегин

Проблема умозаключения и цивилизация медиа-

Пакет «Образование» имеет сложную разветвленную структуру, насчитывает десятки технологий.  Он, разумеется, не достроен: отсутствует замыкающая технология, ряд продуктовых технологий, не вполне адекватны существующие образовательные инфраструктуры. Собственно, каждое поколение ТП «Образование» должен выстраиваться заново – с учетом произошедших в социосистеме изменений. Есть основания считать, что в настоящее время сложилась еще более серьезная ситуация, чреватая полным переформатированием пакета.

Кризис образования в странах европейской цивилизации обусловлен тремя основными факторами:

  • Кризисом индустриальной фазы развития и индустриальной системы деятельностей;

  • Стремлением элит к управляемому эффективному обществу, что приводит, во-первых, к борьбе с проявлениями детской пассионарности, и, во-вторых, к тестовой системе оценивания и снижению требований к практическим знаниям учащихся;

  • Произошедшей в европейском обществе второй информационной революцией, положившей предел многовековому существованию «цивилизации книги».

Некогда основой всех форм мышления была память, и не случайно Мнемозина, богиня памяти считалась матерью всех муз. Культура была построена на устной речи, на запоминании и изустной передаче огромных мифологических и эпических текстов, создании аудиальных образов.

Первая информационная революция привела к созданию письменности и кризису цивилизации памяти. Возникли письменные тексты, рисунки и схемы, символьные сложные образы, числа, математика и семиотика. Основой всех форм мышления стал Логос, как сочетание мышления и коммуникации. Заметим, что что-то по сравнению с цивилизацией памяти цивилизация книги потеряла, но приобретений было несравненно больше.

Возникла цивилизация книги, подразумевающая умение читать сложные тексты, соотносить с ними жизненные реалии, делать выводы. До сих пор вся система образования построена на предположении, что ребенка можно научить читать и делать выводы.

Сегодня это предположение выполняется лишь отчасти, и, вероятно, скоро не будет выполняться вообще.

Появление телевидения, а затем интернета положила в основу мышления не аудиальные и не символьно-дигитальные, а визуальные образы. Приходится ставить вопрос, как учить, как учиться, как познавать в цивилизации медиа-. Принципиальной проблемой является крайне низкая информационная плотность в медиа-текстах по сравнению с символьными текстами. Но это означает, что медиа-язык, язык видеообразов сегодня не построен: в нем отсутствует структура (синтаксис), и нет имманентного именно этому специфическому языку способа создания умозаключений.

В настоящее время нам известны следующие символьные языки:

1.0 речь (слово – символ объекта или действия)

2.1. алфавитная письменность (буква – символ звука);

2.2. иероглифическая письменность и ее ранние версии (рисунок – символ слова)

3.1. Математика (знак – символ числа или операции над числами)

3.2.Музыка (нота – символ звука, числа и образа)

3.3. Логика (слово – символ операции над действительностью)

4.0. Схема (знак – символ операции над действительностью)

Настало время подумать о следующем управляющем уровне, об операциях над сложными видеосимволами.С практической точки зрения это означает следующее:

  • Необходимость обучать детей искусству делать выводы, хотя бы, на самом примитивном уровне;

  • Широкое использование клиповой флеш-мультипликации в образовании;

  • Определенные оговоренные правила преобразования видеоизображений во флеш-клипах – когда-то Аристотель сделал это с текстами;

  • Символьные флеш-клипы, когда изображение подразумевается, но не рисуется полностью;

  • Герметичность образовательных модулей: они не должны опираться на какой-либо априорно-известный материал – ни вертикально, ни горизонтально.

 

Содержание образования: культурный канон

 

До сих пор мы ограничивались техниками и технологиями воспроизводства информации в социосистеме и не касались содержания образования. Оказывается, что, несмотря на огромное разнообразие национальных образовательных программ, среднее образование во всех развитых странах построено схожим образом.

Будем называть культурным каноном систему норм, транслируемых во время обучения в школе. Культурный канон задан на схеме мыследеятельности Г.Щедровицкого и фиксирует отношение между мышлением, коммуникацией и деятельностью.

 

 

Культурный канон является основой культурного кода, то есть групповой и национальной идентичности. Тип транслируемого культурного канона определяет, кого именно готовит школа и, опосредовано, те задачи, которые предполагает решать данное государство.

Наиболее распространен в мире античный образовательный канон, восходящий к Древней Греции и Аристотелю. В рамках этого канона школа готовит управляющую элиту философов, способную к мышлению и сложной коммуникации. Мышление плюс коммуникация образуют Логос, противопоставленной деятельности. Деятельность считается прерогативой рабов. Задача философов – остановка деятельности и начало следующей, иной деятельности, то есть – развитие.

В этой политической системе рабы, впрочем, могут быть обеспечены лучше элиты и даже занимать властные позиции: Александр Великий, например, завоевал полмира, но управление его полководческой деятельностью осуществлял философ Аристотель.

Античный канон является форматом среднего образования в Великобритании, опосредовано – в США и Европе. В целом он определяет западную систему формирования элиты.

Античный канон задает так называемое классическое образование: постановка мышления происходит через изучение мертвых языков, коммуникация вырабатывается в коллективных спортивных состязаниях и играх (футбол, регби, бейсбол, гребля).

Альтернативой античному стал советский культурный канон, отчасти, распространенный на современном Востоке – в Китае и Индии. В этом каноне основой общества является сознательный труд. Сознательность труда подразумевает соотнесение деятельности и мышления. Постановка мышления также, как в античном каноне, происходит «языковым методом», но вместо мертвых языков используется живой, но абстрактный, символьный язык математики. Ценность деятельности задается через классическую литературу. Канон не обучает коммуникации, которая считается паразитным процессом, противопоставленным осмысленной деятельности.

 

Канон воспитывает героев, противопоставленных обывателю. Герой способен как к мышлению, так и к деятельности, прежде всего, ратной, затем – созидательной, инженерной.

В настоящее время советский канон в России ликвидирован, хотя, по-видимому, он продолжает существовать в некоторых странах АТР. Античный канон находится в серьезном кризисе в связи со второй информационной революцией и переходе к цивилизации медиа-. Это создает предпосылки к инсталляции альтернативного культурного канона.

 

Евроазиатская интеграция и геопланетарный канон

 

В настоящее время на мировую повестку дня поставлен вопрос о евроазиатской интеграции. Такая интеграция может стать ответом на вызов «мира за глобализацией», который на наших глазах формируется после Украинского кризиса 2014 года.

Понятно, что евроазиатская интеграция не может пользоваться организационными паттернами, положенными в основу создания Европейского Союза. На наш взгляд, ключевыми позициями трансформации политико-медийных образований Евразии (АТР, БРИКС, ШОС) в единое пространство жизни / мысли / деятельности являются:

  • Геопланетарный образовательный канон;

  • «длинные» деньги геопланетарных проектов;

  • Транснациональное объединение вокруг единой континентальной инфраструктуры, включающей доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные, трансиндустриальные и когнитивные элементы, причем энергетика рассматривается, как часть индустриальной инфраструктуры;

  • Хозяйствование, как дополнение или даже альтернатива экономике[1].

 

В основу геопланетарного образовательного канона положена географическое знание, как форма планетарной рефлексии. Географическое знание включает в себя всю совокупность наук о Земле, в том числе – тех, которые рассматривают Землю, как небесное тело:

  • физическую, экономическую, этническую географию;

  • землеописание, регионалистику и макрорегионалистику;

  • знание об инфраструктурах и энергетике;

  • картографию, проективную геометрию, моделирование и схематизацию;

  • логистику;

  • геологию;

  • геофизику (строение Земли и т.д.);

  • квантовую физику, астрономию и астрофизику, космогонию;

  • палеонтологию;

  • Геополитику / геоэкономику / геокультуру;

  • Стратегирование и прогнозирование;

  • Экологию и природопользование;

  • Экономику и все виды хозяйствования.

Именно такая планетарная рефлексия позволяет выстраивать организованности, соразмерные планете Земля или, по крайней мере, Евроазиатскому континенту и Тихому океану.

В настоящее время можно говорить о трех возможных формах геопланетарного канона, которые различаются второй по отношению к географическому знанию позицией. Возможно, различным государствам проектируемого евроазиатского объединения следует инсталлировать у себя разные формы геопланетарного канона.

Формой, наиболее близкой к уже известным канонам: античному и советскому – является физико-географический канон, в котором транслируются рефлексия и мышление. Основанием мышления является, однако, не математика и не мертвые языки, а теоретическая физика, как специфический язык коммуникации со Вселенной.

 

В геокультурном каноне геопланетарная рефлексия сочетается со сложными и предельными Играми (расстановочными, ролевыми, стратегическими), способными обеспечить сложные формы коммуникации, соразмерные Евроазиатской интеграции:

 

 

Наконец, геоинженерный канон сочетает планетарную рефлексию с проектной, мега-проектной и мета-проектной деятельностью, прежде всего, инженерной:

 

 

 

Задача развертывания канона в ряд взаимодополняющих образовательных программ находится в процессе решения.

 



[1] Здесь экономика понимается, как производство товаров, которые продаются на рынке. Хозяйствование есть производство продуктов, которые потребляются на территории или повышают ее капитализацию.