Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Добро пожаловать! 

Новости


Архив новостей

Блоги


Реакция на происходящие через призму Инженерии, да еще и с атомным окрасом

Блог Ядерного Инженера

Погляд Сергей

Постлитературные тексты на тему и без темы.

По ту сторону когнитивного забора.

Рулев Александр , Админов Админ

Как приготовить Инженера

Белобородов Михаил

О том ЧТО ЕСТЬ и ЧТО НАДО в правовом сопровождении инноваций

Правовое сопровождение инноваций

Арапов Сергей

Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 


Чумакин Михаил (06.11.2012 02:15)
Тема – большая, так что начнем издалека, не спеша.

Еще в школе, помнится, учителя частенько советовали: подумайте хорошенько.

Или говорили про кого-нибудь: он хорошо умеет думать.

А я смотрел на них и пытался понять: чего конкретно вот этот человек только что в моем присутствии такого особенного сделал для думания?

Чтение разных критик, анализов, споры с друзьями на политические и всякие другие темы – все это давало мне материала на раздумья про то, кто как думает.

Я даже начал искать в билиотеках книжки на темы про правильное мышление. В пединституте мы проходили психологию, но чего-то на темы мышления как-то не останавливались. Но курсовые, рефереты, дипломную – все это пришлось писать. И приходилось выискивать мысли в источниках, сопрягать идеи разных авторов с подходом лектора и своим видением.

Долго ли, коротко ли, выяснилось следующее:

проблемами мышления занимаются всего несколько дисциплин, а именно:

1) около лингвистические, как-то риторика, общая теория языка (всякие там метафоры, стили, композиция текста);

2) около философские, типа логика;

3) психология.

Каждая из этих дисциплин как-то странно делает общие красивые заявления о существовании законов мышления, но в конкретности уходит в такие мелкие детали, что остается совершенно непонятно, что же это за законы и как они действуют.

Многие умные взрослые имеют всякие разные «секреты» быстрого решения всяких разных задач, начианя от нестандартных задач в физике и кончая анализом текстов. Объяснить эти свои секреты они сильно затрудняются, и не потому, что не хотят, а попросту не могут.

Сейчас появилось много всякого между этими тремя главными онтосистемами, типа НЛП, всяких тренингов, «кибернетических» продходов, которые уж очень эклектически все собирают, не замарачиваясь специально принципами (онтологиями).

Главный итог обзора знаний, накопленных человечеством по этой теме: их невозможно рассклассифицировать по неким общим основаниям, но тем не менее там есть набор здравых работающих идей-концепций-догадок; все эти идеи так или иначе работали и продолжают работать на формирование общего представления, понятия о средствах-инструментах мышления. Так что так или иначе надо все это учитывать.

Многолетние медитации и накопления информации по теме не прошли для меня даром. Теперь я могу сказать, что многое по теме я могу проговорить и часть секретов мышления раскрыть широкой публике.

Что я и собираюсь делать в этом сообществе.

Однако, некие свойства мышления вынуждают меня поступать именно так, как я это сейчас делаю, а именно:

эти все секреты надо обсуждать в группе;

понимание механизмов средств мышления многослойно и многоаспектно; поэтому результат может быть достигнут только в несколько этапов работы;

еще раз повторю: за несколько рабочих тактов, не раньше. Ибо так построены механизмы нашего понимания-научения-мышления.

на нашем обсуждении висит долгая история-традиция человечества разных подходов к проблеме, которые даже само явление по разному представляли; все это сказывается на наборе используемых понятий и представлений, приемов, которые весьма разнородны и которые невозможно привести к общему основанию. Поэтому неизбежна некая эклектика и непоследовательность в заявлениях и утверждениях. Просьба к тем, кто это будет замечать: пожалуйста, обязательно обращайте мое внимание на такие вещи. И постарайтесь делать это сдержанно и со вкусом. Потому что

мышление очень вещь эмциональная, как с точки зрения ощущений рассуждающе(го)й об этом, так и по механизму превращения самых трезвых рассуждений в оценочные суждения для обеспечения нормального мышления. Так что давайте постараемся это все компенсировать, чтобы не переходить на личности.

В своих собственных размышлениях я стараюсь следовать деятельностному подходу. Что однако не препятствует использованию и других оснований. Вообще, в принципе, человек одновременно использует несколько онтологий в процессе осуществления одной деятельности. Хотя, конечно, хорошо когда использующий их понимает что и почему и в какой момент он(а) использует.

В рамках деятельностного подхода можно сказать, что природа Мышления схожа с природой Языка, Власти и Общества. Поэтому так легко будет иллюстрировать феномены мышления примерами из жизни общества, языка или власти. Наверное, из-за этой близости их механизмов, и материалов, и организованностей я хочу здесь же обращаться к некоторым проблемам из этих областей жизни.

Вся моя писанина фактически – черновик некоего будущего целостного произведения. Может быть. Само обдумывания структуры и полного подробного плана этого самого «целостного» может отнять слишком много сил времени. Так что я начинаю с того, что первым приходит в голову, и далее этой же стратегии и следую.

Так что встречайте:
Средства мышления. Наброски и материалы

(Ответить)



Комментарии

Смирнова Ольга (20.11.2015 01:26)

Я правильно поняла, что записи идут в обратном порядке: внизу -- первая часть, а ближе к верху страницы -- следующие?

Цитата: Понимание, рефлексия, конкретизация, (рас)предметизация как специфические понятия и средства были разработаны в процесе уяснения сути мышления.

-- это, видимо, и есть искомая классификация, правильно?

А где можно посмотреть определения каждого понятия в рамках излагаемого подхода?

Ответить

Чумакин Михаил (13.05.2016 02:27)

Только что написал длинный и подробный ответ, и сайт его не пустил....

Ответить

Чумакин Михаил (13.05.2016 02:55)

Ольга, я попытаюсь восстановить свой потеряный текст.
Прежде всего -- дикие извинения за столь запоздалый ответ.
Объяснение одно: до сих пор не могу освоить навигацию на этом сайте, путаюсь, и не могу найти нужные функции.

Поэтому про порядок записей сказать ничего не могу.

Про список понятий и средств: это именно список наиболее важных и "интересных" понятий и средств; Классификация -- длинная и важная история. Классификацию надо будет обсудить, ибо она -- ключ к очень многим следующим шагам размышления.

Посмотреть определения негде по нескольким причинам:
1. Я лично -- противник "определений" как ориентира в понимании. Я-- сторонник категории "понятие", ибо при сотнях опредлений любви есть только одно-единственное понятие о ней, позволящее создавать все новые и новые ее определения.
2. Все эти определения (понятия) возникают в процессе обсуждения-диалога.
3. Я прекрасно понимаю, что нужен отправной текст для того, чтобы мотивировать Вас (как и всех остальных достойных людей) на вступление в диалог по теме. Но сам я сейчас на такой стадии погружения в тему, что требуется предварительное обсуждение прелегомен (некоего стартового набора понятий и представлений-подходов), чтобы можно было к теме подступиться. Так что налицо некий заколдованный круг.
4. Уверен что мы сможет это круг расколдовать, если захотим.

Еще раз прошу извинить за столь запоздалый ответ,

с надеждой на продолжение диалога

Ответить

Написать комментарий могут только зарегистрированные пользователи.