Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Зима на пороге. (архетипический анализ фантастической литературы)

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Зима на пороге. (архетипический анализ фантастической литературы)

Зима на  пороге.
(архетипический анализ фан тастической
литературы)
Благодарно сти:
Конст антин  Богданов (Москва)
Антон Мо скаль (Санкт-П етербург)
Зима близко: фантастика как мифология и
будущее как ресурс (2012)
Зима близко: американские боги (2013)
Фан тастика и фентези
не имеют жан ровых, сюжетны х, формальн ых
ограничен ий
являются массовой «неэлитар ной»
литературой
Следовательно
Архетипы и динамические сюжеты
представлен ы в них в чистом, достаточно
слабоискажённом  виде. Массовость п озволяет
исследовать коллективное бессознательн ое
уровня нации или языковой общности
Индустриаль ная культура, обладаю щая
цивилизационными проектами и
пытающа яся модифицировать собственное
будущее обычно п опрождает Н Ф и Ф 
литературу
Появление  НФ  и  Ф  литературы,  по-видимому,
облегчает возникновение в обществе запроса
на цивилизационные пр оекты (Япония)
Крупнейшие НФ и Ф литерат уры
XIX век Англия, Франция
Первая половина XX  века США, СССР,  Англия, Германия
Вторая половина XX ве ка США, СССР,  Япония, Польша, Болгария
XXI век США, Россия, Польша, ЕС , Япония
«Золотой век» советской фантаст ики
И.А. Ефремо в, А. И Б. Стругацкие,
Г.С. Март ынов
архетипич ески восходит к  представлен иям о
«золотом веке» («мезолитический
коммунизм»), следовательн о близок всем
классическим религиям, использует многие
религиозные динамические сюжеты
(наступлен ие коммунизма посредством
мирового переустройства  или революции и
посредством революции сознан ия), однако
эти сэжеты вытеснены н а перефирию или в
бессознательн ое
«Золотой век» советской фантаст ики
(продолжен ие)
время имеет медленный ра вновесный
характ ер
с учётом значительн ой хроноп аузы России
время имеет неоднор одный харак тер
с учётом представления о коммунизме в
прошлом и будущем время носит замкнутый
характ ер
с большой долей вероятности совпадает с
(европейским) м ифологическ им врем енем
«Золотой век» советской фантаст ики
(продолжен ие)
этика и социальные отношения говор ят о
наличии социальн ого и индивидуально-
этического проектиро вания. Последнее
вообще характ ерно для восточных
цивилизаций
будущее как  продолж енно е про шлое
«Золотой век» американско й фантастики
катастр офизм
героизм
время является кусочно-линейным, ч асто с
нара станием кризисов
с большой долей вероятности совпадает с
индустриальны м време нем
будущее как  продолж енно е н астояще е
интересно, что Ар тур Клар к (Англия) и Саке
Комацу (Яп ония) писали скорее в советской,
нежели западной па радигме
«Официальный» советский коммунистический
проект
государственный
партийн ый
идеологический
общество потреблен ия (от каждого по
способностям, каждому по потр ебностям)
представлен  в ранн ей советской
фанта стической и приключенческой
литературе до сер. 50-х  нач. 60-х гг.
Тексты, оказавшие влияние на европейское
государственное стро ительство (ант ичность -
XVIII в)
Платон  «Государство»
Аристотель «Политика»
Законы 12-т и таблиц
Конста нтин Ба гряноро дный «Об управлении
империей»
Августин Блаженный «Ра ссуждение о Граде
Божием»
Великая Харт ия вольностей
Макиавелли «Государь»
Томас Гоббс «Левиафан »
Декларац ия независимости и преамбула к
Констит уции США
Тексты, оказавшие влияние на европейское
государственное стр оительство ( XIX – X X в)
Нап олеон Бона парт. «К одекс Францу зской
империи»
К. Марк с, Ф. Энгельс. Мн огочисленные
произведения
В.И. Ленин. Мн огочисленные пр оизведения
А. Гитлер. Mein Ka mpf
Интер есно, что современн ое американ ское и
западн оевропейское общество не имеют
внятных п рограммн ых документов,
ана логичных приведённым выше.
Августин Блаженный
«Рассуждение о Граде Божием»
симпатии к римскому обществу расцвета 
принципа та (Пять досто славных
император ов: Нерва, Траян , Адриан , Антон ин
Пий, Марк Аврелий)
причина гибели Римской Империи в
отсутствии «правильной» – хр истианской
идеологии в пользу  языческой
обязанность  церкви в наставлении паствы
построен ие Града Божиевого на Земле, как
аналога Града Небесного
Такая же тетрада
Государственность
Партийность
Идеологичность
Построение совершенного общества
Гипотеза:
В формировании официального совестского
коммунистического проекта существенную,
если не основную роль сыграло «Размышление
о Граде Божием» бл. Августина.
Кажущийся парадокс:
Почему Августин оказался сильнее
европейских либеральных идей XIXв., которые
являются одной из составных частей
марксизма.
Разрешение парадокса:
Марксизм не описал модели общества, его
описания являются по большей части
негативными определениями.
Модель же бл. Августина просматривается в
сочинениях социалистов-утопистов. На
формирование советского коммунистического
проекта в первую очередь повлияли, скорее
всего, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и
«Утопия» Т. Мора.
Вторая причина заключается в том, в
России в начале XXв. основную
структуробразующую роль в обществе
продолжала играть крестьянская
община. Смысловые слои марксизма,
восходящие к смыслам европейской
городской общины оказались не только
не распакованными, но даже и не имели
возможности к распаковке:
отсутствовали необходимые социальные
протоколы.
Для городской культуры характерно наличие
многочисленных социальных протоколов
«горизонтального», «сетевого» типа,
участники которых не находятся в прямой
зависимости друг от друга.
Отсюда наращивание сложности социальных
институтов, которые превращают социальные
противоречия в полезную работы или
предотвращают разрушение социальной
ткани
Обилие коммуникативных институтов в в
европейской (англосаксонской, франко-
германской, североитальянской)
цивилизации позволяет найти общую рамку
для противоречий, что позволяет
сосуществовать в едином объеме (по меньшей
мере, совпадающем с границами
распространения самой цивилизации с
присоединенным фронтиром) максимально
возможному числу точек зрения. Это как раз
и становится источником развития.
Для обществ традиционной страты т.ч.
России) характерна разрешение
противоречий через апелляцию к
начальнику-сюзерену вплоть до главы
государства, а вместе с ней и передача
инициативы-ответственности, т. е. своего
рода «индульгирование».
Позитивной стороной этого процесса
является то, что большинство социальных и
этнических противоречий не доводятся до
антагонистического состояния.
Более того. появление таких
антагонистических противоречий является
однозначным индикатором слабости ведущих
государственных институтов (СССР во второй
половине 1980-х гг.).
Фактически, в России такие противоречия
вытесняется в бессознательное.
«Противоречий быть не должно, иначе
бардак и хаос».
Способом разрешения этого противоречия
является принцип подчинения личных
интересов интересам коллектива, а интересов
социальных групп целям государства
«демократический централизм».
Ленин чуть ли не единственный из
интеллигентов-прогрессистов, понял, как на
самом деле устроена Россия, потому и
выиграл.
Иными словами, он попытался
построить модель прогрессивного
развития за счёт существующих
организованностей без их
опережающего разрушения.
Этим самым был создан не источник
развития (источники развития как раз слабы
из-за отсутствия в обществе привычки к
плюрализму мнений и высокого социального
давления на «выскочек», которым «больше
всех надо» и которые «умнее всех тут, что
ли?!»), а мощное плечо в приложении
ресурса.
Эффективность такой модели
критически зависит от эффективности
аппарата управления и от его
целеполагания.
Это можно проиллюстрировать как
ориентацию магнитных доменов при
спонтанной намагниченности.
Российская цивилизация эффективнее как
мобилизационный инструмент достижения
цели, оправдывающий любые средства, но
крайне чувствительна к полаганию этой цели.
Западная цивилизация имеет существенно
более мощную «защиту от дурака» на всех
уровнях принятия решений, но к
мобилизационным проектам в нынешнем
виде категорически неспособна и требует чуть
ли не ручной настройки под
мобилизационный проект.
Вторая проблема с Россией в том, что
целеполагание по привычке ошибочно
приписывают пользователю голема
обобщенному Иосифу Виссарионовичу или
коллективному Леониду Ильичу. Это
совершенно не так, и именно в этом кроется
кажущаяся косность начальства при
самоочевидном вроде как живом и подвижном
уме отдельных начальников, схватывающих
суть проблемы.
Проблема в том, что целеполагание в России
строится в принципе также, как в Европе
т.е. социальной интегрирующей.
Консервативное отношение населения к
новациям (триединая система проекций-
ипостасей одного и того же общинного
отношения к жизни: недоверие к новшествам
и неумение их впитывать, ксенофобия, тяга к
уравниловке это сущностно одно и то же)
создает дефицит институтов развития в
России, и их неизменную индукцию «сверху
вниз», в форме авторитарной модернизации.
В результате институты развития становятся
выделенными из (враждебной) среды
инструментами решения отдельных
критических задач, а не «кипящим слоем». В
советской экономике это через несколько
витков привело к замыканию институтов
развития в межотраслевом кластере,
объединяющем производства, сходные по
уровню технологического развития, качеству
рабочих кадров и ИТР, качеству
используемых материалов. Фактический
распад советской экономики на несколько
межотраслевых групп, полуизолированных
друг от друга по потокам снабжения
материалами, кадрами и технологиями
способстовал распаду Советского Союза.
При этом институт развития становится
институтом дивергенции, работая на
дальнейшее отторжение кластера от тела
экономики (по существу это индукционное
воспроизводство, противоречия «общество
институт развития»). Этот процесс носит
фрактальный характер, и порой наблюдается
даже на уровне отдельных предприятий, если
не ниже. Специфической формой того же
поведения были инструменты освоения
диких территорий территориально-
производственные комплексы, а до них такой
специфический институт как Дальстрой
позитивный пример утилизации этого
противоречия.
Тяжеловесная непереваренная в обществе
община, которая окружена большим
количеством «институтов развития» (т.е.
источников чуждого внутреннего
времени, с её, общинной, точки зрения)
генерирует огромное количество социального
тепла, которое в схемах, строгих к
управлению, порождает промышленные
объемы инферно (местные разборки в
гражданскую, репрессии сталинского
периода, криминальные войны 90-х и пр.).
Аналогия: атомный реактор, который даже
после заглушения требует длительного
времени на расхолаживание.
Способом охлаждения является эрозия
общинного (само)сознания за счет
постепенного утверждения утилитарных
ценностей – сперва ценностей потребления, а
затем потихоньку и ответственного понятия о
частной собственности.
Вопрос: является ли это единственным
способом охлаждения такой социальной
машины?