Неперехваченное исключение

Ошибка (databaseException): Enable backtrace for debug.

Поддержка пользователей UMI.CMS
www.umi-cms.ru/support

Знаниевый реактор -Отечественная космонавтика: незамеченный прорыв в будущее. 

Проекты

Новости


Архив новостей

Опрос

Какой проект интересней?

Инновационное образование и технологическое развитие

Рабочие материалы прошедших реакторов

Русская онтологическая школа

Странник

Ничего не интересно


Видео-галерея

Фотогалерея

Подписка на рассылку новостей

 

Отечественная космонавтика: незамеченный прорыв в будущее.

В конце октября директор NASA Джим Бранденштайн заметил, что электродвигатели для космических кораблей - шаг вперед, прорыв в будущее, самое новейшее, что может быть изобретено. За ними будущее и никаких других путей развития не предвидится. Весь Твиттер взорвался рассуждениями о прогрессивности американской космонавтики. И как серьезно они обогнали отсталых русских. В ответ инженер Глеб Паскевич объясняет (спец по аэрогидромеханике и процессам еплообмена летательных аппаратов), что Россия уже начала испытания электрореактивных двигателей с ядерной тягой. В то время как NASA только приступила к их разработке.

Так что слова Рогозина про "батут" до сих пор актуальны.

"Батутный" старт. Взято из интернета
"Батутный" старт. Взято из интернета

То, за что NASA "зацепилась" только сегодня, в СССР пошло в разработку в конце 60-х гг. прошлого века, когда первый ионный двигатель (один из подклассов электрореактивных) был использован в качестве маневрового на межпланетном спутнике "Зонд-2". Хоть миссия была и неудачна, двигатели признаны годными для эксплуатации.

Исследовательская станция с вышеописанными маневровыми двигателями. Фото из интернета
Исследовательская станция с вышеописанными маневровыми двигателями. Фото из интернета

В чем же преимущество подобного двигателя

В обычных ракетных двигателей частицы отталкиваются от газа, образуемого при реакции горения. В то время как существуют еще ядерные и электрореактивные подклассы двигателей.

Ядерные дают прибавку всего в 2 раза больше химических. Электрореактивные увеличивают топливную эффективность в десятки раз.

Минусы электрореактивных двигателей:

Они потребляют огромное количество энергии и на сегодняшний момент не выдают огромной тяги.

Самая главная проблема в космосе - отвести излишнее тепло. На той же МКС помимо больших солнечных батарей - не менее крупные радиаторы.

МКС с солнечными панелями и перпендикулярными радиаторами. Фото из интернета
МКС с солнечными панелями и перпендикулярными радиаторами. Фото из интернета

У электрореактивных выработка энергии гораздо больше. У нас разработаны уникальные капельные радиаторы (Свидетельство об изобретении SU 1449828 А1. Идея еще только воплощается в металле. Суть ее:

  • два лепестка - один по ходу движения корабля, второй - в корме;
  • пролетая это расстояние, капли излучают тепло и возвращаются уже холодными.
Покорение Марса. Взято из интернета
Покорение Марса. Взято из интернета

Ранее идея была слишком абстрактна и планеты особенно никому не нужны. Сейчас же государства озабочены возможной колонизацией, изучением. А для этого необходима энергоэффективная схема корабля. В первую очередь занята идеей покорения Марса Америка.

Для каких целей больше подходят эти двигатели

Подобная топливная эффективность открывает свободу маневра. В первую очередь - доставка грузов (у них маленькая тяга и они должны большую часть времени проводить в энергопоясах Земли). Для доставки людей надо увеличивать мощность. Этим занимается "Центр Келдыша". Американцы больше рассматривают как способ доставки грузов.

Так можно доставлять оборудование не только на Марс, но и луны Юпитера. Все, что недоступно для химических двигателей. Луны Юпитера, Сатурна интересны ресурсами, возможностью поиска форм жизни.

Россия больше заточена на добычу ресурсов на астероидах. Большая топливная эффективность - в помощь. Можно вылавливать, "парковать" астероиды на орбиту Земли и достаточно легко разбирать на составляющие.

"Парковка" астероидов на орбите Земли. Фото из интернета
"Парковка" астероидов на орбите Земли. Фото из интернета

Прагматический интерес - ресурсная гонка в космосе. Это новый виток колонизации.

Причем Россия работает над технологией достаточно давно. Новый виток начался в 10-х. "Центр Келдыша" смог довести реактор "до ума" и электрореактивные двигатели. Пока Россия на первых позициях, что позволяет надеяться на сохранение лидерства.

Немаловажно удержание позиций не только в космонавтике, но и вообще - в политике. Россия и Америка - страны-первооткрыватели. И идея "Фронтира" ни у нас, ни у них не останавливается.

Не отменяются и романтические цели.

Как обстоят дела с "воплощением в металл"

Со слов Глеба Паскевича, результаты "космической гонки" довольно оптимистичны. Американцы это только начинают, у нас же исследования ведутся полным ходом. Есть наработки реактора мегаваттного класса - это вообще что-то новое. Все выводимые в космос реакторы имели мощность максимум в пару киловатт. Здесь же - на 3 порядка мощнее. Уже готовится технологический макет КБ "Арсеналом". Прототип планируется вывести на орбиту в 2030 году.

Техразработка КБ Арсенал. Фото из интернета
Техразработка КБ Арсенал. Фото из интернета

Сложность заключается в недавних санкциях, направленных на оборонку, Роскосмос, Росатом, авиастроение и производство электроники. Зависимость "космоса" от импортных деталей - 20 %, что немало, оборонки же вообще 40 %. То есть свое отставание американцы компенсируют искусственной задержкой российского двигателестроения.

Источник